Художественное творчество отаку стоит на
трех китах: любительских комиксах (додзинси), любительской графике, изображающей
как заимствованных, так и оригинальных персонажей (фанарт), и литературных
произведениях, продолжающих и развивающих идеи и сюжеты любимой аниме и манги
(фанфик).
Если английские слова "фанфик" (от fan fiction
- "беллетристика фэнов") и "фанарт" (от fan art
- "искусство фэнов") сравнительно понятны, то японский термин "додзинси"
(doujinshi) требует пояснений. В буквальном переводе
он значит "журнал единомышленников". Первоначально так назывались издания фэн-клубов,
в которых, кроме статей, были и любительские комиксы. В дальнейшем слово изменило
смысл и стало обозначать любительские (но отнюдь не некоммерческие!) манга-публикации.
Если в США издатели пресекают любые попытки использовать "коммерческих" персонажей
в любительском творчестве, то японские издатели куда спокойнее относятся к подобным
"выходкам". И не зря. Натренировавшись на подражании мастерам, наиболее талантливые
создатели додзинси (по-японски они называются "додзинсика") создают собственный
стиль и приходят в издательства уже матерыми профессионалами. Они уже умеют не
только писать и рисовать, но и продавать свои работы на специальных ярмарках.
В частности, из среды додзинсик вышли такие талантливые профессионалы, как группа
CLAMP и Одзаки Минами.
Важно отметить, что значительную часть додзинси составляют хентайные
произведения. Оно и понятно - это самый простой способ привлечь внимание покупателей.
Немало додзинси выполнено в эстетике яоя и юри, причем
это относится не только к понрографической магне.
Создателям фанарта и фанфиков быстрый коммерческий успех не светит, однако
это мало кого останавливает. Естественно, что наиболее популярными источниками
сюжетов, персонажей и идей для любительского творчества оказываются наиболее популярные
произведения, желательно со сложными внутренними вселенными и большим количеством
персонажей. Скажем, в Америке самой популярной фанфик-основой до сих пор остается
"Рамма 1/2", а в России - "Красавица-воин
Сейлор Мун".
Традиционно наибольшим уважением пользуются авторы как можно
более оригинальных фанфиков, произведения которых с удовольствием могут
читать не только знатоки первоначального произведения. И, наоборот,
традиционно не уважаются авторы, любящие включать внутрь своих
произведений "себя любимого", поскольку такие произведения обычно
только им самим и интересны.
ЕЩЁ Фанфик
- это разновидность творчества поклонников коммерческих произведений
искусства (не обязательно аниме и манги) - некоммерческое литературное
произведение (или комикс), использующее идеи сюжета и персонажей из
оригинального произведения. Это и "продолжения", и пародии, и
"альтернативные вселенные", и многие другие подобные тексты.
Вообще говоря, написание и опубликование фанфиков часто незаконно,
так как нарушает авторские права создателей оригинальных произведений.
Тем не менее, в отличие от своих американских коллег, японские авторы
обычно не преследуют своих поклонников, поэтому неформальная культура
фанфикописания и фанфикоиздания в Японии развита очень сильно.
Обычно фанфики в Японии печатаются в неформальных, полуподпольных
журналах, которые издают клубы отаку. Члены таких клубов по-японски
называются "додзин" ("единомышленники"), а их издания - "додзинси"
("журналы единомышленников"). Сейчас слово "додзинси" преимущественно
используется в более широком смысле - как японский аналог слова
"фанфик". В первую очередь под "додзинси" понимают манга-фанфики.
Создателей додзинси называют "додзинсика". Некоторые из наиболее
талантливых додзинсик впоследствии начинают самостоятельную
коммерческую карьеру, как, скажем, группа CLAMP или Одзаки Минами.
Естественно, наиболее часто предметом фанфикописания становятся
популярные и широко известные произведения со сложными внутренними
вселенными и большим количеством персонажей. Скажем, в Америке самой
популярной фанфик-основой до сих пор остается "Рамма 1/2" [Ranma 1/2]
Такахаси Румико, а в России - "Красавица-воин Сейлор Мун" [Bishoujo
Senshi Sailor Moon] Такэути Наоко.
Традиционно наибольшим уважением пользуются авторы как можно более
оригинальных фанфиков, произведения которых с удовольствием могут
читать не только знатоки первоначального произведения. И, наоборот,
традиционно не уважаются авторы, любящие включать внутрь своих
произведений "себя любимого", поскольку такие произведения обычно
только им самим и интересны.
Художественным аналогом фанфика является фанарт - некоммерческое
графическое изображение, навеянное стилистикой популярных коммерческих
произведений. В отличие от фанфика, определение фанарта не
предусматривает обязательного изображения уже существующих сцен и
персонажей - достаточно "ощущения похожести".
Сейчас в России существует, пожалуй, только одна развитая
фан-культура, производящая фанарт и фанфики - книги, рассказы, песни и
стихи по мотивам произведений Дж. Р. Р. Толкиена.
Во многом фанфиком является популярный роман Виктора Пелевина
"Чапаев и Пустота", а также цикл произведений "Время учеников" по
мотивам книг братьев Стругацких. В связи со значительной неразвитостью
рынка аниме и манги, фанфик-культура на их основе практически не
существует. Однако первые эксперименты уже появляются... Надеемся, что
здесь у нас еще все впереди.
|