Продолжение японского фильма «Тетрадь смерти», озаглавленное как «Последнее имя» (Last Name), начинается точно с того места, на котором кончается первая часть. Райто после гибели своей девушки уговаривает отца принять его в команду по расследованию дела Киры, а L. теперь играет в открытую, а потому должен быть в тысячу раз осторожнее. Кажется, наступила патовая ситуация, и для придания нового импульса действию в фильме используется нехитрый трюк – к популярной телеведущей Аманэ Мису попадает вторая Тетрадь Смерти. Такой поворот событий спутывает карты как Ягами, который преждевременно отпраздновал свою победу, так и сыщику L., которому теперь приходится иметь дело с двумя Кирами сразу. Ситуацию усугубляет и тот факт, что по-собачьи преданная Кире Аманэ Мису рассталась ради него с половиной собственной жизни, обменяв ее на «Глаза Смерти».
Авторы фильма в очередной раз доказали, что у них всегда припрятана пара тузов в рукаве, которые они всегда готовы пустить в дело ради развлечения зрителя. Даже просмотр обеих частей фильма друг за другом (а это 4,5 часа) нисколько не утомляет и не позволяет почувствовать скуку. Зритель заражается азартом противостояния тщеславного и могущественного студента и гениального сыщика. L. успешно использует чисто человеческие слабости своих противников, которые призвали на свою сторону саму Смерть. Ставки постоянно повышаются, а круг невольно вовлеченных в эту шахматную мясорубку разрастается до впечатляющих масштабов.
Если в первой части фильма был сделан упор на чисто мужские разборки, то в «Последнем имени» сценаристы уравновесили ситуацию в угоду женской части аудитории. Впрочем, здесь кроется хитрая издевка над недалекими девушками, в руках которых Тетрадь Смерти оказывается всего лишь орудием для достижения личных целей. Слегка шовинистический взгляд автора продолжает традицию неприятных сравнений а-ля «обезьяна с гранатой». Хотя сыгравшая ее актриса в силу своей внешности остается брюнеткой, Аманэ Мису – типичная «блондинка» из анекдотов. Зато ее Синегами (Демон Смерти) – само олицетворение гламура, да и его излишняя эмоциональность является отражением характера хозяйки.
Благодаря нехитрым приемам создателям фильма удается совершить еще одну махинацию с жанровой принадлежностью, добавляя изрядную порцию комедийных элементов. В результате зритель начинает привыкать к мысли о том, что происходящее на его глазах – всего лишь игра, и жизни отправляющихся на тот свет людей кажутся незначительными… Тем жестче оказывается эффект от резкого возвращения к социально-философской теме в концовке фильма. Маскарад окончен, шутки в сторону, полутона стерты – остается только черное и белое. Наступает час высшего суда, который не щадит ни людей, ни самих Синегами. И если L., который единственный из всех ни на мгновение не сомневался в виновности Райто, по ходу фильма все больше завоевывает симпатию, то обладатели Тетрадей Смерти не вызывают в конце ни капли сочувствия. Когда кусочки мозаики складываются в законченную картину, элегантность композиционного построения кино-дилогии вызывает уважение и восхищение.
Неизбежное сравнение «Последнего имени» с первой частью «Тетради Смерти» приводит к выводу – перед нами вполне самостоятельный фильм. Закономерный вопрос – есть ли во второй части что-то ценное, помимо раскрытия незавершенного сюжета? После просмотра ответ становится очевидным – авторы заслуживают аплодисментов и прощения за тот легкий шок, который пришлось испытать неподготовленному зрителю в неожиданном «финале» первой части.
|