Истоки
Старейшее известное аниме, найденное в 2005 году, было создано около века назад — приблизительно в 1907 году. Короткий мультфильм состоял из пятидесяти нарисованных на ленте целлулоида кадров. Изображённый на них мальчик рисует иероглифы
活動写真, означающие «движущиеся фотографии» и использующиеся в то время
для обозначения слова "кино", затем поворачивается к зрителю, снимает
шляпу и кланяется. Художник и автор этой анимации неизвестен[1].
Произведения первой четверти XX века, в основном, создавались энтузиастами,
которые вдохновлялись творениями своих иностранных коллег. Фильмы
представляли собой короткие — от одной до пяти минут — анимационные
ленты без звукового сопровождения. Иногда сюжеты и герои таких аниме
были заимствованы из западной культуры, но чаще это были экранизации
старинных японских сказок. К концу указанного периода длительность отдельных мультфильмов могла достигать 15-ти минут.
По различным причинам большая часть произведений этих лет к
настоящему времени оказалась утрачена. Известно, однако, что некоторые
из них демонстрировались на публике, и даже собирали деньги в
кинотеатрах. В эпоху немого кино творили такие аниматоры, как Отэн Симокава, Дзюнъити Коти, Сэётаро Китаяма, Санаэ Ямамото (чей мультфильм «Гора, где бросали стариков», возможно, является старейшим известным именованным аниме), Ясудзи Мурата и мастер анимации теней, Нобору Офудзи.
Большинство из них работало в домашних условиях, хотя их и поддерживали
владельцы кинотеатров, покупая у них права на показы их творений.
Второе поколение японских аниматоров появилось в предвоенный период. К этому времени японский фольклор в аниме уступил место новым сюжетам, часто юмористическим,
в западном стиле. Анимация завоевала внимание широкой общественности и
интерес государства. В эти годы были приняты первые законы,
ограничивающие аудиторию произведений — некоторые аниме были признаны
пригодными к демонстрации только лицам старше 15 лет. С другой стороны,
фильмы, содержавшие элементы обучения, всячески поддерживались и
одобрялись министерством образования Японии. Сотни тысяч иен были потрачены на спонсирование таких произведений.
На аниме также отражалась общая политическая и социальная обстановка в Японии. Одной из первых ласточек наступающего милитаризма стал вышедший в 1934-м году 11-минутный мультфильм Митуё Сэо «Рядовой второго класса Норакуро», экранизация короткого газетного комикса о невезучем псе, попавшем рядовым в армию зверей. После вторжения Японии в Китай в 1937-м
году были приняты первые законы о цензуре, которые существенно
упростили контроль над производимой продукцией. Появилось большое
количество пропагандистских аниме, снятых по заказу военных. В
преддверии разразившейся Второй мировой войны так же и стиль в аниме начал меняться. Аниме не должно было напоминать западные мультфильмы. В 1943-м году японское правительство решило финансировать создание первого японского полнометражного мультфильма, и подрядило того же Митуё Сэо собрать для этой цели команду аниматоров. Нарисованный ими 74-минутный фильм «Святые морские воины Момотаро» был юношеской лентой о команде сильных бесстрашных зверей (вероятно, символизировавших японских солдат), освобождавших Индонезию и Малайзию от дьявольских рогатых пришельцев, возможно означавших союзные войска, вышедший в апреле 1945-го года.
|